Возлюбленные о Господе отцы, матушки игумении, иноки и инокини! Дорогие братья и сестры! Благочестивая паства Нижегородская!
Апостол и евангелист Лука, усердный служитель Слова Божия, рассказывая в своем Евангелии о Рождестве Христовом, приводит слова Ангела, явившегося вифлеемским пастухам: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк 2:10-11). Эти слова особенно тепло воспринимались первыми христианами, ведь среди них еще были живы те, кто мог в подробностях рассказать об этом чудесном Рождении, кто был со Спасителем с самого начала до Его славного Вознесения. Последующие поколения христиан не только сохранили это предание, но и духовно переосмыслили его в нашем рождественском богослужении: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума; в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе». Составленный в IV столетии тропарь Рождества Христова был призван не только молитвенно обогатить богослужение как средоточие христианской жизни, но и выражал неподдельную радость людей о том, что наконец-то утолена духовная жажда по истинному Солнцу правды, в Котором мир обретает подлинное спасение.
После своего отпадения от Источника жизни человечество все же не оставляло попыток обрести Его вновь, ведь при сотворении человека Бог вложил в него неутолимую жажду общения с Ним. Ветхое, еще не искупленное человечество предчувствовало, что некогда оборванное грехом общение с Богом должно вновь возобновиться. Когда же наступила полнота времен, то, по замыслу Бога, земной точкой долгожданного возобновления становится город Вифлеем. В этом ничем не приметном маленьком городе происходит встреча Бога и человека в Лице Богомладенца Христа. Так, в событии Рождества Христова, не только исторического, но и поистине вселенского масштаба, полагается начало спасения человеческого рода.
Современный мир делает все возможное, чтобы посеять в душах христиан уныние и смятение. В чем смысл Боговоплощения, если повсюду торжествует грех, народы восстают друг на друга и, как пишет апостол Павел, «нет праведного ни одного» (Рим 3:10)? Для чего в этот мир пришел Сын Божий, если жизнь людей по-прежнему тяжела и беспросветна? На этот вопрос отвечает всем своим тысячелетним опытом Церковь Христова. Именно здесь, в сообществе Господнем, основанном на вере в нашего Спасителя, мы, искупленные Его кровью, имеем возможность прожить новую, другую жизнь, совершенно отличную от жизни людей века сего. Эта новая жизнь открывается нам в исполнении заповедей Божиих, в любви к нашему Творцу и Создателю и в жертвенной, милосердной любви друг к другу. Несмотря на все трудности, мы, верующие во Христа, можем не только преодолеть их, но и помочь в этом нашим ближним.
В эти рождественские дни Церковь вновь напоминает нам о том, что Спаситель пришел для того, чтобы «всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16). Наполняя свои сердца радостью рождественской ночи, претворим ее в деятельную любовь к ближнему, заботу и поддержку ожидающим от нас помощи, утешим страждущих. Всегда будем помнить о том, что христиане – это свет миру, источником которого является родившийся ныне в Вифлееме Богомладенец Христос! С праздником!
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий
Рождество Христово.
Нижний Новгород
2024/2025 год