Школа командиров. История Отечества

Духовно-нравственное
военно-патриотическое учение


Гал_20«Горлица»

Гал_20Правила учения «Горлица»

Гал_20Служения

Гал_20

Школа командиров

Гал_20

Вера

Гал_20

История Отечества

Гал_20Устав ВС

Гал_20

Педагогическое окормление
участников учения

Гал_20

Отдохновение

Гал_20Гвардия «Горлицы»

Гал_20  Контакты


ЦЕЛЬ:  Осмысление того, что есть для меня Родина. И далее – я должен Родине, ибо Родина мне все дает: веру, славную историю, достойных предков.

ЗАДАЧИ:

  1. Удержать внимание личного состава.

а) через организацию (правильную посадку). Невнимательный ребенок садиться рядом с командиром; разговорчивые – в разные стороны.

б) через методику беседы

в) дополнительный материал

  1. Через научение добродетелям, необходимых  в воинской службе на примере реальных случаев.

Например,

а) послушание. Случай на афганской войне. Старшина солдату дал некое поручение выполнить на расстоянии около 100 м от расположения подразделения вместе с собакой. Строго приказал одеть бронежилет.  Солдат не хотел одевать его, т.к. он весит 16 кг, а задание недалеко от лагеря. Старшина еще раз строго повторил приказ. Солдат снова стал отказываться от бронежилета. Старшина в третий раз настоятельно повторил. Солдат нехотя, но одел его. Когда он выполнял задание, то собака, шедшая первая подорвалась на мине и от нее ничего не осталось. Солдат остался жив, благодаря послушанию и бронежилету. Его только засыпало землей.

б) смекалка. Солдат, во время афганской войны, прикрывал отступление своих товарищей и у него закончились патроны. На то, чтобы достать запасной магазин и заменить его, требуется несколько секунд. Этого времени у солдата не было, т.к. противник подошел вплотную, и  обстрел шел с трех сторон. Что сделал солдат? Он вытащил пустой магазин и громко, чтобы услышал противник, закричал: «Получайте, чебуреки!» Нападавшие афганцы, подумала, что это граната и залегли, ожидая взрыва. Этого времени хватило, чтобы перезарядить оружие.

в) выносливость. Чтобы получить помощь Божию при походе на длительные расстояния на первый шаг говори «Господи», на второй «помилуй» и т.д. Это не теория. Проверено на практике.

ПЛОД – желание входить и быть в учении не только в знании добродетелей, но и ради усовершенствования духовно-нравственных, воинских и патриотических качеств.

БЕСЕДЫ СТРОЯТСЯ:

  1. ИЗ ЗАМЫСЛА (это та идея, чем достигается плод): полезность в учении «Горлица» и после нее. Важно приобретение конкретных качеств, а не просто разговор об общих понятиях. Например, МУЖЕСТВА, ТЕРПЕНИЯ, ПОСЛУШАНИЯ, ВОИНСКОЙ ТАКТИКИ- почему каждый воин должен знать свое место в строю и свои обязанности в бою?

а) внимание к приказу

б) точное выполнение приказа.

Случай на гражданской войне с Василием Ивановичем Чуйковым. Его полк попал в окружение, и положение казалось безвыходным. Воплощая свой замысел по выходу из окружения, Чуйков построил свой полк. До каждого бойца он довел задумку, о том что все должны принять вид сдающихся и только по сигналу открыть огонь . Сам Чуйков поступил следующим образом. Вместе со своими ординарцами с поднятыми руками они подошли к порядкам белополяков. Бросили оружие и сказали, что сдаются. В это время воины Чуйкова медленно приближались к противнику с опущенным оружием в походном порядке. Белополяки увидев это, потребовали от Чуйкова, чтобы его воины бросили оружие. На это Василий Иванович ответил, что лучше будет, если они бросят оружие к вашим ногам, чем бросят его где-то далеко.  Когда воины приблизились к неприятелю, то стали перестраиваться в боевой порядок и по сигналу Чуйкова – брошенной на землю папахе, они открыли шквальный огонь по белополякам. Неприятель дрогнул и пустился в бегство. Если бы кто-то из воинов неточно выполнил приказ, – раньше сигнала выдал замысел командира, то это стоило бы жизни всему полку. Чуйкову было на тот момент 20 лет. По вере и молитве матери весь боевой путь генерала  Чуйкова освящался помощью Божией.

Вывод. Учись выполнять обязанность хорошо, точно и по команде.

в) смирение.

Не гордись своим умением и силой, их дает Господь. Слабый в одной области, силен в другой. На примере нужно показать, что Господь к гордым относится с попечением и строгостью.

Особо можно выделить почитание нашими великими полководцами негоржения.

М. И. Кутузов писал в письме к своей жене: «От меня первого бежит Наполеон, мне нужно было бы и возгордиться, но упаси Бог, я этого не хочу». Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

  1. ИЗ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

В детском возрасте психика ребенка еще не устоялась, и беседы важно выстраивать по силам ребенка:

а) от простого к сложному.

б) очень важно в работе с детьми применять наглядность и рассуждение. Пример с расстановкой танковой дивизии в наступательном бою. Расположение танков имитируют дети. Лектор расставляет детей в виде ромба друг за другом и спрашивает: «Где должен находиться танк командира при таких условиях?»  Ответ: «Сзади. При таком расположении обзор боевых действий намного увеличивается».

в)  нужна постоянная смена деятельности, смена информационного блока с рассуждением

г) необходимо военные примеры чередовать с примерами из реальной жизни. Например говорить о важности послушания не только своему командиру, но и послушание маме. Учение – это не сказка и в сказку мы не играем, но учимся жить!

д) беседа должна быть интересной детям. Не всегда полезное вкусно, – если постоянно кушать одну овсянку, она быстро надоест. Назидательное слово надо менять с рассудительным. «Интер» — между. Интересно то, что находиться между навязчивым и равнодушным.

Например, самоотверженной может быть и собака.

Вопрос:  1)    В каком городе есть памятник собаке?

Ответ:     в     городе-герое Волгограде.

2)    Может ли быть собака смертником?

Ответ: оказывается, что сама собака на смерть не пойдет. Капитан В.В.Осипов рассказывал, что собаку, которая подрывала танки, тренировали таким образом: долгое время не кормили, потом пускали танк с привязанным к днищу куском мяса. У собаки вырабатывался определенный рефлекс на это действие. Позже в боевых действиях, на спину собаки привязывали взрывчатку с замедлителем. Для чего? Чтобы собака успела проползти  под середину немецкого танка, и взрыв бы произошел в нужном месте.

7)   беседу можно оживить изюминкой – применить элемент неожиданности

Удивить – значит победить. А.В. Суворов.

Удивление помрачает сознание. Свт. Ф. Затворник.

УПРЕЖДЕНИЯ

  1. Беседа может не получиться, если нет дисциплины. Ребенок может сорвать беседу сознательно или неосознанно.
  2. Внешние факторы. Работа дрели и т.д. Тогда нужно прекратить беседу или привести параллель с военными действиями и немного потерпеть.

 СОВЕТЫ ПРОВОДЯЩЕМУ БЕСЕДУ.

 К беседе необходимо готовиться весь год. Опирается на:

  1. военные события
  2. тактику (танковых войск, ВВС, ВМС и т.д.)
  3. на жизнь какого-либо человека: святого, героя, полководца.
  4. добродетель, которая смотрится с разных сторон. Например, мужество Суворова, Кутузова, А.Невского и т.д.
  1. Помни, что Господь будет посылать встречи, теле и радио передачи и др. источники содержания для бесед.
  • Источники:
  1. Мемуары полководцев
  • В.И. Чуйков «Сражение века», «От Сталинграда до Берлина».
  • Г.К.Жуков
  • Василевский
  1. исторические книги
  • Геродот
  • Плутарх «Про царя Кира»
  • Иосиф Флавий «Иудейская война»
  • В. Карпов «Полководец» (О генерале Петрове), «Генералиссимус», «Маршал Жуков».
  • В. Ганичев «О Ф.Ф. Ушакове».
  • А. Яковлев о войне 1812 года, о Крымской войне.
  • Г. Михайлов «Психология мужества».
  • А. Митяев «Книга будущих командиров».
  1. Важные места бесед

а) Не в силе Бог, а в правде.

б) Недопустим смех над врагами и их немощами. Пример. 1612г. Владислав – польский воевода был очень тучный. Через реку стоял русский отряд. Его воины всячески оскорбляли и смеялись над Владиславом. За то, что он толстый и никудышный воин. Кричали, что пусть он придет к ним, и они научат его драться. Польский воевода разгневался и сказал своим воинам: «Если не пойдете, я сам пойду и проучу их». Начал на коне переправляться через реку, его войско устремилось за ним. И русский отряд был разбит и отброшен.

      Вывод: Господу было неугодна победа русского отряда, поскольку они потеряли правду Божию, были не собранны и потеряли бдительность, недооценив противника.

в) как сохранить дух учения «Горлица» на гражданке.

Важно понимать, что духовное без нравственного – это как прыжок через пропасть в два прыжка.

г) благородством победишь.

Вера – благоразумие – благочестие – благородство. Благородство, когда можешь уступить в малом, но не в вере и мужестве. Веру можно сохранить через благоразумие. Должен держаться воинский дух.

Чем отличается тактика от стратегии в учении «Горлица», для простого понимания: «Тактика битв и стратегия войн»

  1. За нарушение дисциплины первоначально необходимо истрезвить  воина требованием представиться.
  2. Если нарушение повторяется, воин поднимается повторно и стоит по стойке смирно. Действует армейский принцип «не доходит через голову – дойдет через ноги».
  3. Если разговоры происходят во всем отделении, необходимо поднять все отделение вместе с командиром.

ПАМЯТКА ДЛЯ КОМАНДИРА

 Смысл:

  1. Беседа помогает в победе над собой – это поможет в сражении с другой армией
  2. Передача опыта. Приобщение через общение.
  3. Приобщение к колодцу живой воды, которую ископали наши деды. Питание животворными соками нашего рода.
  4. Усвоенная беседа – это значит что-то найти свое.
  5. Если ты ловишь себя на мысли, что ты ничего не понимаешь, то это означает, что ты…

Упреждения:

  1. Собрать внимание воинов, путем раскрытия смыслов о пользе беседы.
  2. Настроить воинов на лично-духовное взросление в послегорличный период жизни.
  3. Не разрешается отвлекать лектора.

Действия командира:

  1. Командир с отделением должен прийти за 15 мин до назначенного времени в назначенное место для беседы
  2. Подготовить отделение к беседе.
  3. Правильно рассадить воинов: непоседу рядом с собой, болтунов в разные стороны.
  4. В течении беседы постоянно отслеживать, бесшумно собирать внимание воинов. Необходимо договориться в отделении о бесшумном оповещении управления через систему знаков.
  5. Если нарушение повторяется, воин поднимается повторно и стоит по стойке смирно. Действует армейский принцип «не доходит через голову – дойдет через ноги».
  6. Если разговоры происходят во всем отделении, командиру необходимо подняться вместе с отделением.
  7. После беседы подвести итоги о плодах. Например, вопросом: «Что ты вынес из беседы, чтобы быть в помощь отделению и армии». Воин должен уметь опираться на беседу в дальнейшем и в жизни.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния Арзамасского района Нижегородской епархии обязательна

Комментирование запрещено