Духовно-нравственное
военно-патриотическое учение
Педагогическое окормление
участников учения
ЦЕЛЬ: Осмысление того, что есть для меня Родина. И далее – я должен Родине, ибо Родина мне все дает: веру, славную историю, достойных предков.
ЗАДАЧИ:
- Удержать внимание личного состава.
а) через организацию (правильную посадку). Невнимательный ребенок садиться рядом с командиром; разговорчивые – в разные стороны.
б) через методику беседы
в) дополнительный материал
- Через научение добродетелям, необходимых в воинской службе на примере реальных случаев.
Например,
а) послушание. Случай на афганской войне. Старшина солдату дал некое поручение выполнить на расстоянии около 100 м от расположения подразделения вместе с собакой. Строго приказал одеть бронежилет. Солдат не хотел одевать его, т.к. он весит 16 кг, а задание недалеко от лагеря. Старшина еще раз строго повторил приказ. Солдат снова стал отказываться от бронежилета. Старшина в третий раз настоятельно повторил. Солдат нехотя, но одел его. Когда он выполнял задание, то собака, шедшая первая подорвалась на мине и от нее ничего не осталось. Солдат остался жив, благодаря послушанию и бронежилету. Его только засыпало землей.
б) смекалка. Солдат, во время афганской войны, прикрывал отступление своих товарищей и у него закончились патроны. На то, чтобы достать запасной магазин и заменить его, требуется несколько секунд. Этого времени у солдата не было, т.к. противник подошел вплотную, и обстрел шел с трех сторон. Что сделал солдат? Он вытащил пустой магазин и громко, чтобы услышал противник, закричал: «Получайте, чебуреки!» Нападавшие афганцы, подумала, что это граната и залегли, ожидая взрыва. Этого времени хватило, чтобы перезарядить оружие.
в) выносливость. Чтобы получить помощь Божию при походе на длительные расстояния на первый шаг говори «Господи», на второй «помилуй» и т.д. Это не теория. Проверено на практике.
ПЛОД – желание входить и быть в учении не только в знании добродетелей, но и ради усовершенствования духовно-нравственных, воинских и патриотических качеств.
БЕСЕДЫ СТРОЯТСЯ:
- ИЗ ЗАМЫСЛА (это та идея, чем достигается плод): полезность в учении «Горлица» и после нее. Важно приобретение конкретных качеств, а не просто разговор об общих понятиях. Например, МУЖЕСТВА, ТЕРПЕНИЯ, ПОСЛУШАНИЯ, ВОИНСКОЙ ТАКТИКИ- почему каждый воин должен знать свое место в строю и свои обязанности в бою?
а) внимание к приказу
б) точное выполнение приказа.
Случай на гражданской войне с Василием Ивановичем Чуйковым. Его полк попал в окружение, и положение казалось безвыходным. Воплощая свой замысел по выходу из окружения, Чуйков построил свой полк. До каждого бойца он довел задумку, о том что все должны принять вид сдающихся и только по сигналу открыть огонь . Сам Чуйков поступил следующим образом. Вместе со своими ординарцами с поднятыми руками они подошли к порядкам белополяков. Бросили оружие и сказали, что сдаются. В это время воины Чуйкова медленно приближались к противнику с опущенным оружием в походном порядке. Белополяки увидев это, потребовали от Чуйкова, чтобы его воины бросили оружие. На это Василий Иванович ответил, что лучше будет, если они бросят оружие к вашим ногам, чем бросят его где-то далеко. Когда воины приблизились к неприятелю, то стали перестраиваться в боевой порядок и по сигналу Чуйкова – брошенной на землю папахе, они открыли шквальный огонь по белополякам. Неприятель дрогнул и пустился в бегство. Если бы кто-то из воинов неточно выполнил приказ, – раньше сигнала выдал замысел командира, то это стоило бы жизни всему полку. Чуйкову было на тот момент 20 лет. По вере и молитве матери весь боевой путь генерала Чуйкова освящался помощью Божией.
Вывод. Учись выполнять обязанность хорошо, точно и по команде.
в) смирение.
Не гордись своим умением и силой, их дает Господь. Слабый в одной области, силен в другой. На примере нужно показать, что Господь к гордым относится с попечением и строгостью.
Особо можно выделить почитание нашими великими полководцами негоржения.
М. И. Кутузов писал в письме к своей жене: «От меня первого бежит Наполеон, мне нужно было бы и возгордиться, но упаси Бог, я этого не хочу». Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
- ИЗ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
В детском возрасте психика ребенка еще не устоялась, и беседы важно выстраивать по силам ребенка:
а) от простого к сложному.
б) очень важно в работе с детьми применять наглядность и рассуждение. Пример с расстановкой танковой дивизии в наступательном бою. Расположение танков имитируют дети. Лектор расставляет детей в виде ромба друг за другом и спрашивает: «Где должен находиться танк командира при таких условиях?» Ответ: «Сзади. При таком расположении обзор боевых действий намного увеличивается».
в) нужна постоянная смена деятельности, смена информационного блока с рассуждением
г) необходимо военные примеры чередовать с примерами из реальной жизни. Например говорить о важности послушания не только своему командиру, но и послушание маме. Учение – это не сказка и в сказку мы не играем, но учимся жить!
д) беседа должна быть интересной детям. Не всегда полезное вкусно, – если постоянно кушать одну овсянку, она быстро надоест. Назидательное слово надо менять с рассудительным. «Интер» — между. Интересно то, что находиться между навязчивым и равнодушным.
Например, самоотверженной может быть и собака.
Вопрос: 1) В каком городе есть памятник собаке?
Ответ: в городе-герое Волгограде.
2) Может ли быть собака смертником?
Ответ: оказывается, что сама собака на смерть не пойдет. Капитан В.В.Осипов рассказывал, что собаку, которая подрывала танки, тренировали таким образом: долгое время не кормили, потом пускали танк с привязанным к днищу куском мяса. У собаки вырабатывался определенный рефлекс на это действие. Позже в боевых действиях, на спину собаки привязывали взрывчатку с замедлителем. Для чего? Чтобы собака успела проползти под середину немецкого танка, и взрыв бы произошел в нужном месте.
7) беседу можно оживить изюминкой – применить элемент неожиданности
Удивить – значит победить. А.В. Суворов.
Удивление помрачает сознание. Свт. Ф. Затворник.
УПРЕЖДЕНИЯ
- Беседа может не получиться, если нет дисциплины. Ребенок может сорвать беседу сознательно или неосознанно.
- Внешние факторы. Работа дрели и т.д. Тогда нужно прекратить беседу или привести параллель с военными действиями и немного потерпеть.
СОВЕТЫ ПРОВОДЯЩЕМУ БЕСЕДУ.
К беседе необходимо готовиться весь год. Опирается на:
- военные события
- тактику (танковых войск, ВВС, ВМС и т.д.)
- на жизнь какого-либо человека: святого, героя, полководца.
- добродетель, которая смотрится с разных сторон. Например, мужество Суворова, Кутузова, А.Невского и т.д.
- Помни, что Господь будет посылать встречи, теле и радио передачи и др. источники содержания для бесед.
- Источники:
- Мемуары полководцев
- В.И. Чуйков «Сражение века», «От Сталинграда до Берлина».
- Г.К.Жуков
- Василевский
- исторические книги
- Геродот
- Плутарх «Про царя Кира»
- Иосиф Флавий «Иудейская война»
- В. Карпов «Полководец» (О генерале Петрове), «Генералиссимус», «Маршал Жуков».
- В. Ганичев «О Ф.Ф. Ушакове».
- А. Яковлев о войне 1812 года, о Крымской войне.
- Г. Михайлов «Психология мужества».
- А. Митяев «Книга будущих командиров».
- Важные места бесед
а) Не в силе Бог, а в правде.
б) Недопустим смех над врагами и их немощами. Пример. 1612г. Владислав – польский воевода был очень тучный. Через реку стоял русский отряд. Его воины всячески оскорбляли и смеялись над Владиславом. За то, что он толстый и никудышный воин. Кричали, что пусть он придет к ним, и они научат его драться. Польский воевода разгневался и сказал своим воинам: «Если не пойдете, я сам пойду и проучу их». Начал на коне переправляться через реку, его войско устремилось за ним. И русский отряд был разбит и отброшен.
Вывод: Господу было неугодна победа русского отряда, поскольку они потеряли правду Божию, были не собранны и потеряли бдительность, недооценив противника.
в) как сохранить дух учения «Горлица» на гражданке.
Важно понимать, что духовное без нравственного – это как прыжок через пропасть в два прыжка.
г) благородством победишь.
Вера – благоразумие – благочестие – благородство. Благородство, когда можешь уступить в малом, но не в вере и мужестве. Веру можно сохранить через благоразумие. Должен держаться воинский дух.
Чем отличается тактика от стратегии в учении «Горлица», для простого понимания: «Тактика битв и стратегия войн»
- За нарушение дисциплины первоначально необходимо истрезвить воина требованием представиться.
- Если нарушение повторяется, воин поднимается повторно и стоит по стойке смирно. Действует армейский принцип «не доходит через голову – дойдет через ноги».
- Если разговоры происходят во всем отделении, необходимо поднять все отделение вместе с командиром.
ПАМЯТКА ДЛЯ КОМАНДИРА
Смысл:
- Беседа помогает в победе над собой – это поможет в сражении с другой армией
- Передача опыта. Приобщение через общение.
- Приобщение к колодцу живой воды, которую ископали наши деды. Питание животворными соками нашего рода.
- Усвоенная беседа – это значит что-то найти свое.
- Если ты ловишь себя на мысли, что ты ничего не понимаешь, то это означает, что ты…
Упреждения:
- Собрать внимание воинов, путем раскрытия смыслов о пользе беседы.
- Настроить воинов на лично-духовное взросление в послегорличный период жизни.
- Не разрешается отвлекать лектора.
Действия командира:
- Командир с отделением должен прийти за 15 мин до назначенного времени в назначенное место для беседы
- Подготовить отделение к беседе.
- Правильно рассадить воинов: непоседу рядом с собой, болтунов в разные стороны.
- В течении беседы постоянно отслеживать, бесшумно собирать внимание воинов. Необходимо договориться в отделении о бесшумном оповещении управления через систему знаков.
- Если нарушение повторяется, воин поднимается повторно и стоит по стойке смирно. Действует армейский принцип «не доходит через голову – дойдет через ноги».
- Если разговоры происходят во всем отделении, командиру необходимо подняться вместе с отделением.
- После беседы подвести итоги о плодах. Например, вопросом: «Что ты вынес из беседы, чтобы быть в помощь отделению и армии». Воин должен уметь опираться на беседу в дальнейшем и в жизни.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния Арзамасского района Нижегородской епархии обязательна